На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МЕДИА ТОК

1 подписчик

Свежие комментарии

  • Evgeniy LeV
    Мужик этот долбоe:б, или таким родился? Нашёл куда свою "голову преклонить" - похоже она у него там, чем повредил си...Эрмитаж потребова...

Время — здоровье: телемедицина в эпоху цифровизации

Телемедицинские технологи, импульсом для развития которых стала пандемия коронавируса в 2020 году, продолжают совершенствоваться.

7 ноября. /MEDIA TALK/. Телемедицинские технологи, импульсом для развития которых стала пандемия коронавируса в 2020 году, продолжают совершенствоваться. С 1 сентября 2025 года вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения России №193Н, который по-новому регламентирует работу этого направления.
В частности, установлены сроки экстренной связи, разрешено использование искусственного интеллекта для поддержки врачебных решений и открыта возможность проведения в этом формате первичной консультации. Впрочем, здесь сразу надо оговориться: о постановке диагноза речь не идет.

Есть два вектора развития телемедицины – общение пациента с врачом и консультации в формате «врач – врач». Вот лишь некоторые цифры и факты, которые свидетельствуют о мощном развитии телемедицины в разных регионах России.

Так, в Департаменте Здравоохранения Москвы нам рассказали, что телемедицинский сервис был создан в 2020 году на базе Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) города Москвы. Основной задачей тогда стало оказание консультативной медицинской помощи пациентам с COVID-19, которые проходили лечение на дому. С 2022 года телемедицинские консультации стали проводить во всех взрослых поликлиниках столицы (основное направление – дистанционное закрытие больничного листа). А также в этом году телемедицинский сервис был внедрен в работу центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) и межокружных гематологических центрах, а через год и в межокружных ревматологических и нефрологических.


Время — здоровье: телемедицина в эпоху цифровизации
Фото: ru.freepik.com

В Комитете по здравоохранению Санкт-Петербурга сообщили о проведении по итогам 2024 года 2216 консультаций в направлении телемедицины «врач – врач» (почти половина касалась пациентов с онкологическими заболеваниями).

Минздрав Республики Башкортостан сообщил, что за первое полугодие 2025 года было проведено 90398 телемедицинских консультаций, что превысило аналогичные показатели 2024 года на 27%. Система, таким образом, позволила сократить время ожидания приема пациентами – более 90 процентов онлайн-консультаций были проведены в день подачи заявки. В то же время врачи первичного звена оперативно получают консультационную поддержку по ведению сложных пациентов в республиканских больницах.

Правила общения между пациентами и врачами (не зависимо от того, государственная это организация или частная) строго регламентированы. Это ни в коем случае не обычный телефонный звонок и не сообщения в мессенджерах, которые находятся вне правового поля. Для консультаций используются только защищенные платформы, врач и пациент проходят идентификацию через ЕСИА (Госуслуги), а сама консультация фиксируется в протоколе. Медицинский юрист Наталья Патрушева подчеркивает: это специальная категория персональных данных, особо охраняемые Законом сведения, а за утечку информации предусмотрена серьезная ответственность. В какой-то момент некоторые учреждения выбрали путь развития своих защищенных телемедицинских платформ. Однако сейчас, отмечает юрист, вектор направлен в сторону единого информационного облака.

Врачи, делясь историями из практики, неизменно подчеркивают: очный прием и осмотр телемедицина не отменяет, становясь при этом хорошим подспорьем как для врачей, так и для пациентов.
«Я отношусь к онлайн-консультациям позитивно, но с важной оговоркой: это мощный и эффективный инструмент, но не панацея. Он не заменяет, а дополняет очный прием. У меня уже накоплен значительный опыт таких консультаций, и в 70-80% случаев нам удается решить вопрос дистанционно или эффективно подготовить пациента к очному визиту. Организация общения через специализированные телемедицинские платформы, интегрированные с ЕМИАС и другими медицинскими информационными системами — это самый правильный и юридически защищенный способ: есть защищенный канал связи, ведется запись консультации, все назначения фиксируются в медицинской карте», - отметила врач-инфекционист, паразитолог ID Clinic Светлана Звонцова. Эксперт считает, что до 30-40% вопросов, с которыми пациенты записывались на очный прием, прекрасно решаются онлайн.

Главный специалист по направлению «инфекционные болезни» сети клиник «Будь Здоров» Андрей Матюхин перечислил типичные случаи для консультации врача его профиля онлайн: корректировка терапии для пациентов с хроническими заболеваниями, повторные консультации и наблюдение за динамикой после очного приема, расшифровка результатов анализов и инструментальных исследований, а также получение «второго мнения». Кроме того, подбор вакцинации для взрослых или, например, выработка алгоритма действий при укусе клеща. Здесь специалист подчеркивает: по фото можно оценить укус или сыпь лишь предварительно, для постановки диагноза очный прием необходим.

Врач, к которому мы, пожалуй, обращаемся чаще всего – терапевт. О самых типичных случаях при проведении таких консультаций рассказала Руководитель направления терапии и эндокринологии сервиса НаПоправку Снежана Бровкина: «Лидирующие темы запросов для терапевтов – это ОРВИ и кишечные инфекции. Ещё часто обращаются для расшифровки выполненных исследований, чтобы иметь четкое представление о происходящих в организме процессах. Также большой пласт консультаций – это хронические заболевания, например, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, ожирение. Бывают и менее стандартные причины обращений. Например, укусы обезьян и ожоги от медуз, полученные во время отпуска».

Интересный факт привела врач-невролог сервиса Дарья Тишина: до 80% диагнозов в неврологии, согласно международным исследованиям, можно поставить уже на этапе опроса. Это позволяет дать второе мнение в сложных случаях, назначить исследования, вести пациентов с хроническими заболеваниями, контролировать динамику и корректировать лечение (мигрени, эпилепсии, болезни Паркинсона и т.п.). И снова важная оговорка: при малейших сомнениях пациента отправят на очный прием.

Время — здоровье: телемедицина в эпоху цифровизации
Фото: ru.freepik.com

Телемедицина экономит время – и пациента, и врача. В случаях, когда речь идет об онкологии, именно время и правильная маршрутизация играют решающую роль. Врач по организации здравоохранения и общественного здоровья, начальник управления организации медицинской помощи СК «Росгосстрах» Николай Савченко поделился опытом такой работы в частной страховой компании: «В ситуации подозрения на онкологию, первично звонок клиента принимает медицинский советник, который уточняет всю информацию по диагнозу и состоянию пациента и подробно объясняет, какие шаги нужно предпринять, чтобы в максимально короткие сроки начать лечение. Если же серьезный диагноз не подтвержден, медсоветник может направить пациента к телемедицинскому врачу, который на основе медицинских документов может порекомендовать дополнительные обследования и консультации. Если же по результатам всех обследований онкодиагноз подтверждается, пациент направляет все документы и заключения к врачу-куратору, который и подбирает медицинскую организацию, имеющую возможность максимально эффективной терапии конкретного новообразования. Далее уже на этапе лечения врач-куратор мониторит ситуацию и помогает сориентироваться при возникновении затруднений. Например, дает разъяснения по предложенному плану или же может по запросу предоставить онлайн-консультации с психологами для самого пациента или его родственников». Для тех, кто столкнулся со страшным диагнозом, также как и для близких пациента, психологическое сопровождение играет важную роль. Специалисты такого профиля сейчас как правило работают в любом стационаре (и частном, и государственном), где пациенты борются с онкологическими заболеваниями. И телемедицина дает возможность человеку не оставаться с бедой один на один.

А направление телемедицины «врач – врач» дает возможность специалистам оперативно получить экспертное мнение коллег. В Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, например, сообщили: количество телемедицинских консультаций с Национальными медицинскими исследовательскими центрами в первом полугодии 2025 году выросло по сравнению с аналогичным периодом 2024 года на 47%. В то же время врачи первичного звена получают консультационную поддержку в центральных районных больницах, не направляя в стационар самих пациентов.

Так, например, в Республиканскую Мраковскую больницу (находится в селе Мраково, расстояние до Уфы – почти 300 км) был госпитализирован пациент с прогрессирующим ухудшением состояния, требующим немедленного вмешательства. В течение 20 минут через Государственную информационную систему Республики Башкортостан была организована консультация с врачом-оториноларингологом из Республиканской клинической больницы имени Г.Г. Куватова в Уфе, который смог определить жизнеугрожающее состояние и дать необходимые рекомендации. Параллельно была скоординирована работа санитарной авиации. Таким образом, время от постановки диагноза до проведения операции было минимальным, что и помогло спасти жизнь пациенту.

Своим опытом участия в телемедицинских консультациях поделилась врач-инфекционист Светлана Звонцова. К специалисту обратился коллега-невролог из областной больницы по поводу пациента с диагнозом ВИЧ-инфекция, прогрессирующей головной болью и слабостью в правой руке. После проведенного МРТ головного мозга врачи, предполагая опухоль (глиобластому), планировали консультироваться с онкологом и проводить биопсию. В ходе совместной консультации и просмотра снимков с неврологом и лечащим врачом инфекционист обратила внимание на один из признаков церебрального токсоплазмоза (Токсоплазмоз головного мозга – одна из самых частых оппортунистических инфекций и причина объемных образований у пациентов со СПИДом). Дальнейшие лабораторные исследования этот диагноз подтвердили. Пациент избежал серьезного оперативного вмешательства, и назначенная терапия стала вскоре приносить свои результаты.

Очевидно, что телемедицина уже стало неотъемлемой частью нашей жизни, и это направление продолжит развиваться. «Телемедицина — это не про дистанцию. Это про доступность помощи и создание интеллектуальной среды, где технологии берут на себя рутину, освобождая врачу время для самого главного — сложных диагностических решений, эмпатии и принятия стратегических решений вместе с пациентом», - резюмировала терапевт Снежана Бровкина.
Ссылка на первоисточник
наверх